Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Отсрочка платежа! Финансируем легко и просто!

Секьюритизация факторинговых активов: за и против. Практический опыт.

19.12.2011

Секьюритизация подразумевает выход на рынок публичных заимствований, что так же немаловажно для формирования долговой истории компании. При этом используется актив, формируемый факторинговой компанией в процессе своей деятельности - портфель денежных требований, приобретаемых у клиентов.

Но принимая решение об использовании этого инструмента надо четко понимать, какие сложности могут возникнуть при секьюритизации такого специфического актива, как дебиторская задолженность, и какое влияние могут оказать подготовка и осуществление сделки секьюритизации на деятельность факторинговой компании.

Секьюритизация – сложный процесс, в котором задействовано большое количество участников: оригинатор (непосредственный инициатор сделки), организатор (банк, организующий сделку), компания (либо банк), представляющая интересы инвесторов, юридические, налоговые и другие консультанты, специализированная компания (процессуальный агент), которая создает и управляет специальными компаниями (SPV, платежный агент), задействованными при структурировании сделки, рейтинговые агентства и пр. 

Основной задачей участников проекта со стороны организатора является подтверждение качества актива, позволяющее минимизировать риски снижения денежного потока, за счет которого происходит погашение обязательств перед инвесторами по выпускаемым ценным бумагам.

Как это происходит на практике? В первую очередь проверяется договорная база оригинатора, связанная с текущими финансовыми обязательствами, на предмет наличия ограничений на отчуждение активов. Если компания-оригинатор входит в финансовую группу, то проверка может затронуть и документы по обязательствам материнской структуры, поскольку зачастую условия сделок по финансированию головных структур холдинга содержат запрет на отчуждение каких-либо активов всеми компаниями холдинга. Это необходимо для того, чтобы исключить предъявление кредиторами требований о недействительности сделок по уступке дебиторской задолженности от оригинатора к SPV в рамках сделки секьюритизации. 

После этого проводится аудит всех процессов  компании-оригинатора, связанных с факторинговыми операциями. Особое внимание уделяется правовой оценке документации, которой оформляется переход  прав требования к оригинатору: факторинговых договоров. Поскольку клиентская база факторинговой компании составляет, зачастую, тысячи контрагентов, юридические консультанты обычно предлагают привести факторинговые договоры к единой форме, фактически заключив новые договоры со всеми клиентами (в любом случае этого не удастся избежать – ведь в факторинговых договорах должен быть отражена возможность последующей уступки на SPV и изменение порядка расчетов).

Это порождает достаточно существенные сложности для подразделений компании-оригинатора (в первую очередь – клиентских), поскольку им предстоит провести переговоры со всеми клиентами об изменении условий договоров. А поскольку при первоначальном заключении договоров нередко встречаются случаи согласования каких-либо индивидуальных условий для отдельных категорий клиентов, их необходимо убедить от этих условий отказаться. В противном случае часть портфеля может быть исключена из сделки секьюритизации. Кроме того, дополнительная нагрузка на клиентское подразделение может лечь и в том случае, если организатор обозначит какие-то особые требования к клиентскому портфелю (например, определенные отраслевые принадлежности клиентов и дебиторов). И для привлечения большего объема финансирования факторинговой компании придется приложить усилия для того, чтобы увеличить долю портфеля, этим требованиям соответствующую.

Так же на подготовительном этапе консультанты анализируют бизнес-процессы факторинговой компании: риск-менеджмент, процедуру принятия решения по сделкам, процедуры верификации и администрирования сделок, бухгалтерский и налоговый учет. Особое внимание уделяется аудиту ИТ-инфраструктуры и возможностям специализированного программного обеспечения. Нужно отметить, что качественная ИТ-поддержка у компании-оригинатора – залог успешной организации сделки по секьюритизации. Специализированное ПО, помимо того, что  должно исключать любые риски потери информации и утраты контроля за портфелем и расчетами, так же должно позволять формировать различные отчеты, которые, возможно и не потребовались бы компании в процессе текущей деятельности, однако будут необходимы консультантам для анализа портфеля на этапе подготовки и его мониторинга на этапе реализации сделки. 

Затем анализируется состояние портфеля, который будет являться предметом секьюритизации – фактически это проверка всех документов (клиентские контракты, первичная документация и пр.), подтверждающих основания обладания оригинатором пулом прав требований. Очевидно, что количество документов, которые возникают в процессе деятельности факторинговой компании, исчисляется десятками, а зачастую – сотнями тысяч, поэтому досконально проверяется  только определенный процент сделок, выбранных случайным образом.

На проверке сделок стоит остановиться особо. Консультанты, проверяя каждую выбранную сделку, проверяют и соответствие всех фактических действий по реализации этих сделок утвержденным в компании процедурам, тем самым анализируя уровень операционных рисков. Это важно для организатора, поскольку после проведения сделки секьюритизации компания-оригинатор продолжает управлять портфелем, но уже в качестве сервисного агента.

Процедуры аудита влекут за собой существенные затраты: это касается как отвлечения персонала компании на организацию процесса, так и непосредственно финансовых затрат на оплату консультантов. Обычным требованием при структурировании подобных сделок является привлечение в качестве консультантов компаний с мировыми именами (например, компаний «Большой четверки»), стоимость услуг которых очень высока. То же самое относится и к юридическим консультантам, и к рейтинговым агентствам.

Не меньшей сложностью характеризуется и этап реализации сделки секьюритизации. Портфель дебиторской задолженности переходит к SPV в результате сделки уступки прав требований. Соответственно, потребуется уведомить всех дебиторов о смене кредитора и об изменении порядка расчетов – платежи должны будут поступать на реквизиты специальной компании – платежного агента. Помимо того, что процесс одновременного уведомления нескольких сотен компаний технически сложный и затратный, придется проводить мероприятия по снижению негативного «психологического» эффекта у дебиторов, поскольку должник всегда настороженно воспринимает смену кредитора. И если к расчетам с факторинговой компаний дебиторы начинают привыкать и с ними постепенно выстраиваются рабочие отношения, то последующие уступки на неизвестную им компанию (к тому же – нерезидента), да еще и с условием о перечислении платежей третьей компании вызывают непонимание и могут вызвать проблемы со своевременной оплатой. При этом не нужно забывать, что работа клиентов со своими дебиторами продолжается, и все негативные реакции дебиторов будут отражаться на клиентах. Это может запросто перечеркнуть все усилия клиентских подразделений фактора, ранее направленных на убеждение клиентов, что факторинг никак не отразится на взаимоотношениях клиента и дебитора. Кстати, именно такие опасения, в моей практике, двигали многими клиентами, когда они просили включать в факторинговые договоры условия о запрете последующей уступки прав требований.

Обслуживание секьюритизированного портфеля так же потребует издержек в связи с перестройкой внутренних бизнес-процессов компании-оригинатора. Дело в том, что при секьюритизации требуется обеспечить поступление денежных средств на счета платежного агента не только по тем требованиям, которые были уступлены на SPV, но и по требованиям, принадлежащим факторинговой компании. Это является дополнительным обеспечением возможности исполнения обязательств оригинатора перед SPV в случае каких-либо проблем с секьюритизированным портфелем. Поэтому операционным подразделениям оригинатора необходимо будет дополнительно идентифицировать поступившие платежи на предмет того, кому принадлежали погашаемые денежные требования, и после согласования с компанией, осуществляющей контроль за администрированием сделки секьюритизации (процессуальным агентом), распределять эти платежи между SPV и оригинатором.

Следует отметить, что появление в качестве получателя платежей компании-платежного агента так же может повлечь существенные затраты. Например, в том случае, если факторинговая компания использует отдельные расчетные счета для каждого клиента (это удобно с точки зрения идентификации платежей от одних и тех же дебиторов по разным клиентам). И если количество факторинговых договоров (и соответственно – расчетных счетов компании) составляет несколько сотен (или тысяч), потребуется одновременно открыть такое же количество расчетных счетов у платежного агента.  

Безусловно, изменение бизнес-процессов потребует и доработок специализированного ПО (и соответственно – временных и материальных затрат). Объем этих затрат зависит от того, какой программный продукт используется оригинатором: собственной разработки, или приобретенный у сторонних разработчиков. Сроки и затраты на доработки могут в этих случаях различаться в разы. Так же обязательно установить у резервного агента по обслуживанию копию специализированного ПО, что так же потребует затрат в случае, если компания пользовалась ПО стороннего разработчика по лицензионному договору.

Помимо перечисленных изменений бизнес-процессов, при администрировании сделки секьюритизации у компании появляется много дополнительных функций: предоставление периодических отчетов о состоянии портфеля и о расчетах с клиентами и дебиторами, формирование резервных копий базы данных факторингового ПО и передача этих копий специализированной компании-хранителю, и пр. Так же возрастает нагрузка на клиентские подразделения, поскольку важным условием секьюритизации является поддержание портфеля на определенном уровне, что предполагает постоянные сделки по уступке портфеля. Поэтому клиентским менеджерам требуется обеспечить достаточное количество факторинговых сделок, соответствующих требованиям организаторов секьюритизации. При этом факторинговая компания неизбежно сталкивается с ограничением в маркетинговых шагах (например, в продвижении на новые отраслевые рынки, изменение требований к срокам отсрочки), поскольку согласованные характеристики денежных требований, которые могут быть предметом уступки в рамках секьюритизации, пересмотреть достаточно сложно.

И, наконец, несмотря на детальную проработку всех юридических рисков, проводимых высокопрофессиональными юридическими и налоговыми консультантами, нужно трезво оценивать, как на такие сложные правовые конструкции будут реагировать представители налоговой службы или судьи. Известно, что более или менее однозначная судебная практика по искам, связанным с факторинговыми сделками, начала формироваться 2-3 года назад, так как в судах не было четкого понимания сути сделок, вопросов распределения ответственности клиентов и дебиторов, возникали сложности в оценке доказательств. Поэтому осложнение конструкции факторинговой сделки «надстройкой» в виде секьюритизации, очевидно, потребуют намного больших усилий при судебных разбирательствах. Что же касается сотрудников других государственных органов, то просто приведу пример: мне не один час пришлось объяснять представителям одной уважаемой организации, что перечисление денежных средств люксембургской компании – это не вывод капитала за рубеж, а оплата миллионных гонораров юридическим консультантам – это не способ занижения налоговой базы.

Таким образом, при принятии решения о привлечении финансовых ресурсов с помощью секьюритизации, нужно внимательно отнестись к расчету эффективной ставки привлечения (учитывая все затраты на организацию сделки, дополнительную нагрузку на ФОТ, доработки ПО). Необходимо оценить возможности своей команды с точки зрения участия в таком сложном, требующем максимальной концентрации и профессионализма процессе, и быть готовым к тому, что реализация сделки может привести к потере лояльности части клиентов.   

Д.Е. Пятаков
Управляющий директор ООО «ТД «Агроторг»
(ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»)

(2006-2009 гг. - ген. директор МФК ТРАСТ)

Справка

Межрегиональная Факторинговая Компания "Траст", входящая в банковскую группу "Траст", в июле 2008 года завершила сделку по секьюритизации дебиторской задолженности по факторинговым договорам.

Организаторами сделки выступили Deutsche Bank AG, Лондон, и VTB Bank Europe Plc.

Специальное юридическое лицо Russian Structured Factoring Receivables No. 1 S.A. завершило выпуск облигаций с плавающей процентной ставкой на сумму в 4,12 млрд. руб., обеспеченных поступлениями по договорам факторинга Межрегиональной Факторинговой Компанией "Траст", Россия.

Выпуск облигаций состоял из старшего транша (Class A) на сумму 3,8 млрд. руб. с купонной ставкой Mosprime + 6% годовых (ISIN XS0350153457) и мезонинного транша (Class B) на сумму 320 млн. руб. с купонной ставкой Mosprime + 8,5% годовых (ISIN XS0350154182). По облигациям предусмотрены ежемесячные купонные выплаты. В течение револьверного периода поступающие платежи в счет погашения факторинговой задолженности использовалась, в том числе, для пополнения пула новыми правами требования по факторинговым соглашениям, заключенным оригинатором. Структура данной сделки имела достаточную защиту от риска возможных неплатежей. Ввиду возобновляемого характера обеспечения, которое представляло собой платежные требования по краткосрочным договорам факторинга, механизм кредитной поддержки каждого из траншей являлся динамическим. Данный механизм был реализован за счет субординированной кредитной линии, предоставленной оригинатором, и совокупной цены отложенной покупки по секьюритизованной дебиторской задолженности. Дополнительную защиту сделки обеспечивал ежедневный и ежемесячный мониторинг триггеров - контрольных показателей, достижение которых приводит к изменению распределения денежных потоков по сделке.

Облигации размещены по номиналу. Облигации прошли листинг на Ирландской фондовой бирже (Irish Stock Exchange), выпущены в зарегистрированной форме и обращались в системах Euroclear и Clearstream.

Организация секьюритизации факторингового портфеля МФК «ТРАСТ» являлась первой в мире публичной рублевой сделкой по секьюритизации дебиторской задолженности по факторинговым договорам.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's присвоило старшему траншу облигаций рейтинг ВВВ и мезонинному траншу - рейтинг BB.

В настоящее время все обязательства по облигациям погашены.

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.