Факторинг на службе бизнеса.
Сфера применения
В последнее время широкое распространение в хозяйственном обороте приобретают факторинговые сделки. Хозяйствующие субъекты осуществляют различные коммерческие операции, используя конструкции факторинговых договоров. Последнее требует от юридических служб предприятий достаточного знания и понимания природы договора факторинга, которое снижает вероятность рисков от предпринимательской деятельности. Банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие предприятия могут заключать факторинговые договоры. В законе они именуются финансовыми агентами, а их контрагенты — клиентами.
Следует отметить, что институт факторинга является новым для российского гражданского права. Впервые законодательное урегулирование он получил с принятием Части II Гражданского кодекса РФ. Глава 43 ГК РФ содержит 10 статей и следует сразу за главами о займе и кредите, перед главой «Банковский вклад». По местоположению главы 43 ГК РФ видно, что договор факторинга имеет прямое отношение к банковско-финансовой деятельности — по крайней мере, в том смысле, в каком факторинг воспринимают в экономической жизни.
Способы применения договора факторинга крайне разнообразны. Его используют для покупки долгов, для текущего финансирования (кредитования) торговых компаний или для обеспечения различных сделок. Базовым, обуславливающим столь широкое применение договора факторинга, является определение, данное в ст. 824 ГК РФ, которое следует привести полностью. «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из представления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом». Разберемся по порядку.
Долги — активы
Как ни странно, но на разные в экономической жизни правовые явления разные хозяйствующие субъекты смотрят по-разному. С точки зрения банка или специализированных факторинговых компаний, называемых в англоязычном мире факторами (от англ. factor), дебиторская задолженность клиентов рассматривается как актив.
Поскольку экономический оборот все время усложняется, банковско-финансовая система стремится ввести в рыночные отношения все больше новых финансовых инструментов.
Одним из них и является дебиторская задолженность — актив, с которым многие компании и банки охотно работают.
Конечно, от таких компаний требуется высокая степень профессионализма как в области гражданского права, так и в области финансового анализа состояния должника. Недаром законодатель предусмотрел лицензирование осуществления факторинговой деятельности в Гражданском кодексе (ст. 825 ГК РФ).
Экономическая целесообразность факторинговых операций для финансовых агентов состоит в получении дополнительных доходов за счет уплаты своему клиенту меньшей стоимости по сравнению с размером уступаемого права и оказания специализированных финансовых услуг. Основная прибыль финансового агента — это разница между полученными от должника клиента денежными средствами и выкупной стоимостью долга. Однако в соответствии с законом финансовые агенты могут покупать не любые долги, а только те, которые возникли в результате продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 824 ГК РФ). Другие виды долгов (а именно обязанности по поставке, выполнению работ) не могут быть объяты договором факторинга. Соответственно, наибольшее использование факторинг получает в торговых отношениях.
Для осуществления факторинговой операции торговая компания должна:
передать финансовому агенту комплект документов, состоящий из первоначального договора, заключенного между торговой компанией и покупателем, счетов-фактур за отгруженные товары, платежных требований;
сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.
Клиент должен снабдить финансового агента информацией, предоставление которой способствует как можно более быстрому получению долга с должника. Такого комплекта документов, как правило, достаточно для заключения договора с финансовым агентом.
Удобство договора факторинга состоит еще и в том, что по нему можно передавать и приобретать как существующие к моменту заключения долги покупателя, так и будущие долги. В любом случае сторонам следует как можно более определенно идентифицировать денежное требование, подлежащее уступке. Иначе предмет уступки по договору факторинга не будет определен — тогда договор считается незаключенным.
Необходимо заострить внимание на том, что закон также требует от сторон договора факторинга (либо от финансового агента, либо от клиента) направления уведомления в адрес должника о состоявшемся переходе денежного требования (п. 1 ст. 830 ГК РФ). При этом следует помнить, что уведомление должнику об уступке денежного требования должно содержать четкое определение денежного требования и четкое указание на финансового агента, которому должен быть произведен платеж. В противном случае должник вправе не исполнять платеж финансовому агенту. На практике уступка денежного требования заключается в изменении платежных реквизитов на выставленных счетах-фактурах уже на платежные реквизиты факторинговой компании с тем, чтобы должник осуществлял платеж новому кредитору — финансовому агенту.
Факторинг активно применяется не только для разовых операций. Известны случаи, когда факторинговые отношения носят систематический характер. Торговые компании продают все или большую часть существующих и будущих требований за определенную в договоре сумму, а финансовый агент вправе выбрать те требования, которые он будет предъявлять должнику клиента на сумму, заплаченную им по договору.
Договор факторинга содержит условие о цене выкупаемого долга. На последнюю соответственно влияют надежность и платежеспособность должника, характер и размер долга, сроки и размер отсрочки платежа, если таковая имеется, наличие претензий и разногласий по поводу отгруженной продукции, оказанных услуг, выполненных работ. Цена является договорным условием в факторинговых отношениях, поэтому ее определяют еще и на основе существующего спроса и предложения на рынке. Она может зависеть от сезонного фактора, например когда основной массой должников клиента являются сельхозпроизводители.
Денежное требование, являющееся предметом уступки по договору факторинга, переходит финансовому агенту по правилам обычной цессии (гл. 25 ГК РФ). Следовательно, к финансовому агенту переходят все права на неуплаченные проценты, а также права, обеспечивающие исполнение обязательства, и другие связанные с требованием права (ст. 384 ГК РФ), если иное не определено в договоре. Таким образом, финансовый агент вправе требовать от должника клиента как сумму основного долга, так и проценты/неустойку. Конечно, стороны могут предусмотреть, что права на неуплаченные проценты остаются у клиента. Все же очевидно, что проценты за пользование чужими денежными средствами или неустойка — это дополнительный доход финансового агента, который он непременно пожелает получить с должника.
Преимущество факторинговой сделки по сравнению с обычной цессией состоит в том, что договор факторинга допускает оборот еще не возникших долгов. Это денежные требования за поставляемые товары, выполняемые работы (услуги) в будущем.
Торговые компании еще не осуществили отгрузку своих товаров, а долг уже продан факторинговой компании. Однако здесь нельзя забывать о необходимости идентификации денежного требования, которое возникнет в будущем.
Выгодное сотрудничество
Факторинговые операции сулят выгоды не только факторинговым компаниям и банкам. Они могут решить многие проблемы и в реальном секторе.
Во-первых, факторинг позволяет торговым компаниям получить текущее финансирование. Причем если при кредитных отношениях заемщик (в данном случае — торговая компания) должен вернуть сумму кредита с процентами из оборотных средств, то при факторинговых операциях финансовый агент самостоятельно получает денежные средства с должника своего клиента. Кроме того, по общему правилу клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, если, конечно, стороны не указали обратное в тексте договора. Клиенту финансового агента достаточно только доказать возникновение и действительность денежного требования должника, уступленного финансовому агенту по договору факторинга (ст. 827 ГК РФ).
Во-вторых, специализированная факторинговая компания может взять на себя обязанность по обработке счетов, платежных требований, ведению бухгалтерии, контролю за платежами. То есть финансовый агент предоставляет параллельно финансовые услуги, что допускается Гражданским кодексом (п. 2 ст. 824 ГК РФ). Согласитесь, для торговых компаний выгодно не содержать дополнительный штат бухгалтерии.
В-третьих, само по себе получение финансирования по договору факторинга значительно проще с точки зрения сбора документов. Значительно короче и сроки заключения договора. Как правило, при этом не требуется какого-либо обеспечения, в отличие от ситуации с кредитным договором: само денежное требование, являющееся предметом уступки, и будет обеспечением для кредитной организации.
В завершение хотелось бы отметить наметившийся рост факторинговых операций в последнее время.
Банки активнее занимаются освоением нового продукта по предоставлению финансирования под уступку денежного требования.
Создаются специализированные факторинговые организации. Их нормальная работа во многом зависит от скорейшего формирования судебной практики и восполнения пробелов в законодательстве.
Комментарий специалиста
Объем рынка факторинговых услуг растет год от года, но до сих пор далеко не всем потенциальным клиентам факторинговых компаний удалось разобраться, в чем особенности и преимущества этого вида бизнеса. За комментариями мы обратились к Михаилу Трейвишу, председателю правления НФК «Уралсиб-НИКойл» — первой в России независимой профессиональной факторинговой компании, предлагающей комплексное факторинговое обслуживание по международным стандартам.
Факторинг: «белое пятно» на карте бизнеса
Интервью с председателем правления Национальной факторинговой компании «Уралсиб-НИКойл» Михаилом Трейвишем
Михаил Трейвиш окончил факультет прикладной математики и физики МАИ, аспирантуру Центрального экономико-математического института РАН по специальности «экономико-математические методы». Кандидат экономических наук. Пришел в компанию «НИКойл» в феврале 1999 г. на должность руководителя Управления факторинга. До этого возглавлял подразделение факторинга крупного коммерческого банка. Является президентом Восточноевропейской факторинговой ассоциации.
ЖУК: Михаил, почему Вы выбрали именно этот бизнес?
М. Т.: Он привлекает меня тем, что никто не знает, что это такое. И я тоже! Ведь общепринятого международного определения факторинга до сих пор не существует. Можно выделить только общие черты. Понятно, что речь идет о некоем наборе услуг, который должен способствовать росту объемов продаж клиентов факторинговых компаний. А что конкретно входит в этот набор услуг, на каких условиях они предоставляются — здесь четкого ответа нет: вам предоставлен полный простор для фантазии. Пройдет время, возникнут единые стандарты, и, вероятно, сложится единое понимание того, что такое факторинг. Но, наверное, тогда эта тема станет гораздо менее интересной.
Сейчас действительно есть возможность участвовать в создании новой отрасли экономики. Новый рынок — это всегда и вызов, и возможность. Когда мы начинали его осваивать, о факторинге в России никто даже не слышал. Мне было интересно доказать, что бизнес, успешно развивающийся во всем мире, может развернуться и у нас. И это, на мой взгляд, уже удалось: факторинговый рынок ежегодно увеличивается вдвое.
ЖУК: В чем особенности и преимущества факторинга?
М. Т.: Главная особенность факторинга заключается в том, что этот инструмент изначально ориентирован на увеличение объема продаж, в отличие от традиционного банковского кредита, который позволяет решать финансовые проблемы, но при этом абсолютно не подходит для решения главной коммерческой задачи любой компании — продавать больше товаров или услуг. Кредит выдается на определенный срок, а факторинговое обслуживание сроками не ограничено. В то же время приход выручки от продажи товаров всегда непредсказуем, и кредит не может быть направлен на увеличение продаж с отсрочкой платежа по приемлемой цене. Как следствие, объемы продаж невозможно увеличить с помощью банковского кредитования. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.
Для получения кредита необходимо предоставить банку определенное обеспечение, а любое обеспечение — это имущество, заработанное компанией в прошлом. В случае с факторингом обеспечением являются ее будущие успехи. Для предоставления финансирования нужно только подтвердить факт отгрузки товара или оказания услуг. При этом компания может осуществлять поставки с весьма существенными отсрочками, а финансируют ее сразу, в день отгрузки. Таким образом решается проблема дефицита оборотных средств, поскольку компания-поставщик может быть уверена в том, что ей обеспечен постоянный и равномерный приток оборотных средств.
Иными словами, кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, а факторинг — на будущие успехи в продажах. Даже если продажи вырастут в пять раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга.
ЖУК: С какими трудностями вам приходится сталкиваться чаще всего?
М. Т.: Основные сложности — это, как ни парадоксально, продолжение достоинств факторинга. Отсутствие общепринятого понимания несколько затрудняет работу с этим финансовым инструментом: приходится сталкиваться с людьми, у которых сложились какие-то другие представления о нем. И приходится доказывать на успехе своей собственной компании, что твое понимание правильно.
Есть и другие сложности, которые отличают факторинг от более традиционных и потому более понятных видов бизнеса. Банковское дело развивается начиная со средних веков, а факторинг — с 60-х годов прошлого века, если говорить о нем как о виде деятельности, а не разовых операциях. В России существуют юридические тонкости, проблемы с пониманием предмета, с психологией, с бухгалтерским учетом.
Развитие факторинга в России значительно осложняется из-за необходимости получения банковской лицензии, между тем как во всех развитых странах факторингом занимаются специализированные факторинговые компании. Поэтому нам пришлось создать специализированный факторинговый банк... То есть проблема все-таки была решена, поэтому я хочу подчеркнуть, что непреодолимых сложностей на своем пути мы пока не встретили. А вообще, любые затруднения, если их не слишком много, делают работу только интереснее.
Дякин Дмитрий
Управляющий партнер ЮК Legas
Источник: Корпоративный менеджмент