Есть надежда, что порочная парадигма большого импорта будет сломана
В последние дни тут и там стали появляться статьи, заметки и "экспертные" суждения, выдержанные в стиле "Караул, полундра!". Все они — о крахе импорта и грядущем розничном Армагеддоне как неизбежном следствии оного. Ряд правдоподобных фактов обычно щедро разбавлен лоббистским алармизмом вроде "полки опустеют к лету" и "ах, это катастрофа". Плавали, знаем. Но отдельные экзерсисы таких авторов все же требуют комментариев.
Наши импортеры за наличные не работали с середины 90-х — цитируют где-то безвестного источника. Видимо, источник жил при коммунизме или торговал с Северной Кореей: нормальные импортеры, которые с земли, а не с небес, работали именно за наличные. Вопрос был в проценте предоплаты производителю и отсрочке платежа. И зависело это отнюдь не от курса валют, а от доверия к заказчику.
Далее. Цены на аккредитивы, вторят другие авторы, мол, выросли с полупроцента аж до полутора процентов, а местами и до пяти. А ничего, что иные импортеры, пользуясь другой схемой, которая называется "факторинг", платили за нее по 25% от суммы поставок в самые что ни на есть "тучные" годы, и, представьте, не умирали! Просто за счет скромных размеров компании, низких операционных расходов и прочей экономии умудрялись быть лидерами по цене даже при таких ставках! В то время как акулы импорта, которые теперь видите ли пребывают в печальке, не жалели миллионов на офисы, бизнес-классы, ретробонусы, маркетинговые бюджеты и прочую ересь. Уж не говоря о том, что частенько — ох, частенько! — их молодые и талантливые байеры легко коррумпировались китайскими производителями. Да и без них они не брезговали всяким "схематозом", вроде завести контракт на ООО, по совпадению принадлежащее бывшему сокурснику.
Байеры сетей дорогой одежды, — слезно жалуется еще один "источник", — на летний сезон закупили всего 15% от стандартного ассортимента. А может им попробовать, так сказать, творческий подход? Например, не закупать в Европе шмотки, пошитые на самом деле в Китае и совершившие кругосветку в контейнере, да еще и через так называемый "тейл ордер" (что значит "в четвертую смену", то есть нелегальную партию сверх плана)? Или ограничить себя в такой забаве, как СТМ — собственная торговая марка, что в свою очередь означает "пошили повсюду, наклеили свой лейбак". Оговорюсь, СТМ хорош много где — в продуктах питания, в простом ширпортребе — но только не в, простите, "дорогой одежде". Ну да, байеры — не байкеры, очень уж пугливы.
Не хочется и дальше выискивать блох в таких экспертных потугах, откуда торчат уши мертвого осла пиара. И, честно говоря, лучше не знать, как работал импорт в тучные годы, равно как не всегда надо знать пассажиру, как работает самолет. Но есть надежда: порочная, затратная, часто недобросовестная, а местами бессовестная парадигма большого импорта будет сломана. Видимо, дорогой ценой: в переносном, а поначалу и в прямом смысле.
Источник: АО «Коммерсантъ»