В сложных растянутых взысканиях проблемных долгов организаций все чаще используется такая методика как создание, наполнение и продвижение специальных сайтов, посвященных конкретной долговой проблеме. Актуальность использования такого хода обусловлена тем, что специальная интернет-страница позволяет показать оппонентам системность и основательность работы по взысканию и намерение увеличивать интенсивность взыскания, если предыдущие ходы не мотивировали к возврату задолженности.
Коллекторский сайт – это достаточно гибкий инструмент. Он может состоять из одной страницы, где описывается долговая проблема или иметь достаточно разветвленную структуру, включая разделы: документы, новости и статьи, обратная связь и т.д. Степень сложности сайта и программы действий с ним зависит от проблемности ситуации, бюджета взыскания, позиции кредиторов и других моментов.
В этой статье я хотел бы поделиться уникальным для России опытом создания и автоматизации модели финансирования продаж автомобилей и автозапчастей с помощью факторинга.
Российский автомобильный рынок в последние годы демонстрировал хорошие темпы роста, и быстро преодолел последствия финансового кризиса 2008 года (по итогам 2012 года рост рынка составил 11%). Благодаря этому, доля российского рынка в мировом объеме продаж постоянно растет и сейчас составляет более 4%, поэтому ведущие мировые автопроизводители уделяют все больше внимание нашему рынку. Восемь из десяти крупнейших автоальянсов уже имеют в России собственное производство. Россия становится для них одним из важнейших рынков сбыта.
Долгое время я считал проверку контрагентов достаточно конкурентным и не особо интересным направлением бизнеса, смежным с коллекторским. Однако однажды давний и важный клиент, для которого проводилось большое количество взысканий, попросил проверить нескольких потенциальных покупателей его продукции (ГСМ, моторные масла и т.д.). При выполнении поставленной задачи мы поняли, что смотрим на оценку надежности контрагента несколько иначе, нежели специалисты службы безопасности (внутренних или внешних). Отличия обусловлены особенностями методик корпоративного коллекторства, которые применяются при возникновении долговых проблем. То есть при проведении проверки мы не только оцениваем состояние компании в текущий момент времени, но и моделируем возможное поведение контрагента в случае, если он, по каким-то причинам, не исполнит своих обязательств.
В ходе внесудебного взыскания проблемных долгов организаций часто возникает проблема выбора наиболее эффективного для воздействия на должника способа распространения информации. Простые жалобы или вопросы к ключевым контрагентам часто воспринимаются несолидно либо наоборот сразу приводят к неблагоприятным для оппонентов последствиям, которые взыскатель не может предотвратить при исправлении ситуации.
Судебный пристав-исполнитель очень часто сталкивается с ситуацией, когда организация-должник «брошена», т.е. деятельность не ведет, а значит имущества уже не имеет или никогда не имела и денежные средства на ее счета тоже уже не поступят. Этот тупик в исполнительном производстве в некоторых случаях может быть преодолен с помощью уголовного преследования по ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» или ст. 315 УК РФ «Неисполнение решения суда». Однако привлечь к уголовной ответственности даже если был вывод активов весьма проблематично (отсутствует нормальная судебная практика, с ст. 177 УК РФ высокий предел привлечения к уголовной ответственности – 1,5 млн. рублей и т.д.). В этих условиях помочь приставу исполнить судебный акт могут технологии корпоративного коллекторства, которые уже применяются некоторыми агентствами и взыскателями.
В рамках развития технологий корпоративного коллекторства время от времени появляются новые методики и связанные с ними бланки/шаблоны документов. Одной из таких методик стала специально организованное предложение выкупить задолженность, обращенное к «ключевым точкам», т.е. тем, кто может прореагировать позитивным (помочь) или негативным для организации-должника и связанных с ней лиц образом. Сразу отметим, что в большом количестве случаев цель такого предложения не реальное заключение договора уступки права требования, хотя оно не исключается, а распространение информации о долговой проблеме и возможной недобросовестности руководителей должника. Именно поэтому актуальна демонстрация проектов обращений к потенциальным покупателям.
Постоянно возобновляемые разговоры о новом кризисе или второй волне кризиса заставили меня вспомнить, что некоторые агентства, используя методики корпоративного коллекторства, хорошо заработали на ситуациях, когда бенефициары организаций-должников начинали продавать свой бизнес в неблагоприятных экономических условиях. Продажа бизнес в кризис – это удел разумных бизнесменов, которые понимают, что лучше получить хоть что-то, чем рисковать всем. Таких бывает не мало, но проблемные долги, как правило, оказываются на «технических» компаниях/фирмах-однодневках, от которых холдинг перед продажей избавляется. В таких ситуациях обычные юридические методы медлительны или неэффективны, а расширенный претензионный порядок (корпоративное коллекторство) может быть развернут во всей красе.