Фактор факторинга. PDF Print E-mail
Литература
Friday, 25 April 2014 11:18

Какие инструменты финансирования оборотного капитала есть в распоряжении компаний? Зачем и кому они нужны? Какие задачи они решают и какое место среди них занимает факторинг? Обо всем этом вы узнаете из предлагаемой вашему вниманию статьи.

Сколько это стоит? Нет. Зачем это нужно?!

Очень часто слышу от клиентов, что факторинг — весьма дорогой продукт. Первый вопрос, который задают 99% клиентов: «Сколько это стоит?» И, узнав структуру факторинговой комиссии и ставки, они сразу же переводят ее в годовые проценты и сравнивают с процентной ставкой за кредит. Результат очевиден — он не в пользу факторинга. Сравнивать факторинг и кредит достаточно сложно, поскольку эти услуги предназначены для удовлетворения разных потребностей клиентов. Прежде всего необходимо выяснить, что действительно нужно клиенту. Многие обращаются в банк за факторингом, не только не зная о нем ничего, но даже не осознавая до конца, что именно они хотят получить в итоге. Если вы сумеете понять потребности клиента, то сможете предложить ему продукт или набор продуктов, наиболее полно, качественно и оптимально по цене удовлетворяющих его потребностям.

Одна из первейших потребностей клиента — финансирование оборотного капитала.

Существует несколько вариантов решения данной задачи. Давайте рассмотрим их и сравним.

Продавайте в кредит (вы — поставщик)

Вы можете торговать по предоплате, не предоставляя своим покупателям отсрочку платежа: на первый взгляд самый простой и дешевый способ. Тем самым можно в какой-то мере решить проблему нехватки оборотных средств. Но минусы такого решения очевидны. Конкуренция на товарных рынках и рынках услуг растет с потрясающей скоростью и становится по-настоящему жесткой. Снижение цен, улучшение качества товаров и услуг, расширение товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т. п. — лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик в современных условиях, стремясь найти и удержать покупателя. К перечисленному выше следует также отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Пожалуй, этот механизм становится одним из важнейших инструментов в борьбе за клиента.

Товарный кредит выгоден всем участникам рынка: и производителю, и дистрибьютору, и розничному продавцу. Инвестируя денежные средства в построение каналов сбыта, большинство торговых компаний сегодня способны увеличить в разы объемы продаж при соответствующем товарном наполнении.

Товарный кредит сегодня становится основным инструментом развития компаний. Поэтому, не давая своим покупателям возможности приобретать товар в кредит, вы ограничиваете свою компанию в росте объема продаж и, следовательно, росте прибыли.

Коммерческий кредит: просите и требуйте (вы — покупатель)

Работая с поставщиками, обратитесь к ним с просьбой о предоставлении коммерческого кредита. Формы коммерческого (хозяйственного) кредита весьма разнообразны. Он может предоставляться предприятиями-кредиторами в товарной и денежной форме на основе договоров купли-продажи, договоров займа, коммерческих и финансовых векселей. К плюсам данного варианта можно отнести то, что подобный вид кредита является беззалоговым, а иногда даже бесплатным, к минусам — то, что далеко не все поставщики готовы предоставить отсрочку, да и беззалоговым он является только на первый взгляд. Согласно действующему законодательству (п. 5 ст. 488 ГК РФ), если иное не предусмотрено в договоре купли-продажи, товар, проданный в рассрочку, находится в залоге у поставщика, пока покупатель его не оплатит. В случае когда покупатель не может по каким-либо причинам (в т. ч. из-за кассового разрыва, вызванного плохой платежной дисциплиной дебиторов) своевременно оплатить товар, продавец вправе требовать возврата неоплаченного товара и уплаты процентов. Выходит, вы не можете спокойно распоряжаться товаром до полной его оплаты: существует вероятность того, что поставщик потребует возврата товара. Спорным является и бесплатность такого кредита. Многие поставщики за возможность «платить не сразу» повышают цену товара на 1-3 %.

 

Овердрафт: бег на короткие дистанции

Tретий инструмент — это овердрафт. Залоговое обеспечение для овердрафта не требуется. Вам лишь необходимо поддерживать оборот по расчетному счету в банке, причем значительно больший, чем объем средств, который вы получаете при этом виде финансирования. По цене овердрафт сопоставим с краткосрочным кредитом, но по размеру и сроку финансирования никак не привязан к вашему торговому обороту. Максимум через тридцать дней вам придется вернуть полученные деньги. Может возникнуть проблема с временным отсутствием свободных средств, так как все поступления от покупателей идут на погашение финансирования. Таким образом, поставленная задача — финансирование торгового (производственного) цикла — опять не выполняется. Отметим, что для закрытия незначительных по объему и временным интервалам кассовых разрывов овердрафт, несомненно, может быть использован.

Суровая арифметика кредита

Кредит? Да, тот самый, с которым все потенциальные клиенты сравнивают факторинг. Первый вопрос: а подходит ли кредит для удовлетворения вашей потребности? И второй: на какой срок и в каком размере вы хотите привлечь ресурсы? Напомню, что мы рассматриваем задачу финансирования оборотного капитала. Значит, размер и срок кредита должны быть сопоставимы с недостающими оборотными средствами для финансирования торгового цикла: т. е. полученные средства будут нужны лишь до того момента, пока не поступят деньги от покупателей.

Давайте рассмотрим пример с некой условной фирмой «Х» (см. рисунок). Предположим, что фирма «Х» осуществляет равномерные отгрузки с интервалом 10 дней. Сумма поставки составляет 100 ед., срок отсрочки — 30 дней, стоимость ресурсов — 15%, а время, затраченное на приобретение и доставку партии товара, составляет 10 дней. Итого: на конец месяца дебиторская задолженность составит 300 ед.

Предположим, что фирма «Х», произведя отгрузку 1 января, решает взять кредит в размере 300 ед. на приобретение трех партий товара, которые будут отгружены, соответственно, 10, 20 и 30 января. Брать отдельные транши кредита под закупку каждой партии товара достаточно проблематично. К тому же это влечет за собой дополнительные затраты и неудобства: достаточно сложно точно спрогнозировать, когда именно будет осуществлена отгрузка и возникнет необходимость закупки нового товара. Держать же большие запасы готовой продукции — значит выводить из оборота ресурсы, которые должны приносить прибыль.

Итак, 1 января вы получили кредит 300 ед. Для закупки партии товара, которая будет отгружена 10 января, вам необходимо всего 100 ед. Получается, что проценты за «оставшиеся» 200 ед. кредита выплачиваются вами впустую. Эту часть кредита вы не используете либо используете не по назначению, а значит, неэффективно. Вы переплачиваете!

Ситуация повторится после 10 января, но только вы будете переплачивать уже не за 200 ед., а «всего» за 100. Вот расчет ваших затрат:

100ед · 15% / 365 · 10дн · 3 = 1,23ед. — это то, что вы должны были заплатить за удовлетворение ваших реальных потребностей.
200ед · 15% / 365 · 10дн + 100ед. · 15% / 365 · 10дн = 1,23 ед. — а это то, что вы переплатили из-за неоптимального выбора инструмента и неэффективного использования ресурсов.

В итоге стоимость кредита вместо ожидаемых 15% годовых составила 30% годовых.

«Бизнес-идея» факторинга

При факторинговом обслуживании «подводные камни» других форм финансирования можно обойти. Вы торгуете с отсрочкой платежа и не испытываете дефицита оборотных средств. Более того, вы платите только за тот период, в течение которого реально пользуетесь заемными деньгами. Составляющая факторинговой комиссии за использование денежных ресурсов не превышает стоимости обычного краткосрочного кредита. К тому же с вас не взимают никаких дополнительных комиссий за открытие и ведение счетов, за ведение и сопровождение сделки, за резервирование (бронирование) денежных средств.

Вы получаете финансирование сразу после того, как отгрузили товар своему покупателю, и пользуетесь им до фактической оплаты покупателем профинансированной поставки. Если покупатель решит досрочно (до наступления срока платежа по контракту) расплатиться за товар, то с вас не будет дополнительно взиматься комиссия за досрочное погашение финансирования. Не стоит забывать, что краткосрочное финансирование обслуживает движение оборотного капитала и спрос на него является производной от спроса на товары и услуги, а следовательно, изменяется в зависимости от рыночной конъюнктуры или сезона. Если в данный момент у вас нет потребности в привлечении дополнительных ресурсов, вы можете временно отказаться от финансирования поставок и не платить комиссию. При этом у вас остается возможность возобновить финансирование при появлении подобной необходимости.

Попробуем подтвердить вышесказанное на примере.

Рассмотрим экономическую эффективность применения факторинга на примере все той же условной фирмы «Х» с ежемесячным объемом продаж 400 ед. и отсрочкой платежа один месяц. Предположим, что фирма «Х» не применяет факторинг. Скрытые затраты (упущенная выгода) в связи с предоставлением коммерческого кредита ее покупателям могут достигнуть 15%! Допустим, что по официальным данным инфляция за год составит 12% и будет равномерной в течение года (о фактической инфляции с учетом скрытой инфляции мы можем только догадываться). Следовательно, фирма «Х» в ожидании платежа от своих дебиторов за месяц теряет 1% от оборота. Это при условии, что дебиторы заплатят через 30 дней, а платежная дисциплина наших контрагентов, как правило, оставляет желать лучшего.

От 1 до 3% (а в некоторых случаях до 5%) фирма переплачивает за сырье и материалы. Во-первых, из-за отсутствия свободных денежных средств «Х» не может приобретать сырье по предоплате или по факту, что чаще всего дешевле. Значит, фирма вынуждена сама прибегать к коммерческому кредиту у своих поставщиков. Разница в цене при предоплате и оплате с отсрочкой, как правило, составляет 1-3%. Во-вторых, «Х» не может воспользоваться скидкой за приобретение большего объема товара. А это еще 1-2% от стоимости сырья/материалов. Если предположить, что доля сырья в себестоимости продукции составляет хотя бы 50-60%, то к потерям фирмы «Х» смело можно прибавить еще 2-3% от ежемесячного оборота. И, наконец, третья и, пожалуй, самая главная составляющая потерь: выводя деньги из оборота на целый месяц, фирма «Х» не может инвестировать их в производство (закупку) новой партии товара, т. е. пропускает как минимум один производственный или торговый цикл. При рентабельности бизнеса в 15% недополученная прибыль за минусом налога на прибыль составит 11,4%.

Фактор факторинга: выводы

Вышеизложенная экономическая привлекательность факторинговой модели обусловлена конкретным (но весьма распространенным) обстоятельством.

Применение факторинга в данной или похожей ситуации позволяет увеличить «финансовый рычаг» и прийти к наиболее оптимальному соотношению «финансового» и «операционного» рычагов.

Применение факторингового финансирования дает дополнительные возможности для развития бизнеса за счет оптимизации отношений с поставщиками и дилерами.

Выбор есть. Выбирайте разумно (вместо послесловия)

Другие виды финансирования могут обладать не меньшей эффективностью, если их правильно применять в соответствии с вашими потребностями. Вам предстоит самостоятельно выбирать инструмент либо набор инструментов финансирования оборотного капитала. Во многом этот выбор будет зависеть от финансовой политики вашей организации, которая, в свою очередь, определяется кредитной политикой — т. е. совокупностью способов привлечения средств для финансирования текущей деятельности и размещения временно свободных средств. Правильная кредитная политика решает несколько задач. В первую очередь, это повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств. «Сопутствующие» задачи, обеспечивающие эффективность кредитной политики, состоят в минимизации стоимости привлеченных заемных средств и снижении кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора).

Привлечение кредита, замещающего временно отвлеченные собственные оборотные средства или увеличивающего массу применяемого оборотного капитала, увеличивает «финансовый рычаг» и повышает рентабельность собственного капитала. Замечу, что эффект «финансового рычага» всегда проявляется при привлечении заемных средств в любом их виде, а «операционный рычаг» будет оказывать заметное влияние лишь в том случае, когда проценты по привлеченным средствам достаточно значительны.

Как говорится в одном из афоризмов: «Все преимущества наличия денег заключаются в возможности ими пользоваться». Факторинг — это финансовый инструмент, который позволяет вам использовать заработанные деньги уже сейчас, вкладывая их в дальнейшее развитие вашего бизнеса.

Бабичев Сергей
Начальник управления факторинга КБ «СИСТЕМА» ООО

Источник: Корпоративный менеджмент

 

Это интересно