Есть надежда, что порочная парадигма большого импорта будет сломана PDF Print E-mail
Статьи и пресса
Monday, 23 February 2015 00:00

В России может появиться дефицит продуктов питания. Об этом пишет "Газета.ру". По данным издания, сельскохозяйственные компании не могут получить необходимые кредиты и массово расторгают договоры лизинга. На посевную аграриям необходимо 180 млрд руб., однако пока удалось получить чуть более миллиарда. При грамотном подходе компаниям удастся импортировать товары без существенного ущерба для бизнеса, считает публицист и предприниматель Антон Хреков.

В последние дни тут и там стали появляться статьи, заметки и "экспертные" суждения, выдержанные в стиле "Караул, полундра!". Все они — о крахе импорта и грядущем розничном Армагеддоне как неизбежном следствии оного. Ряд правдоподобных фактов обычно щедро разбавлен лоббистским алармизмом вроде "полки опустеют к лету" и "ах, это катастрофа". Плавали, знаем. Но отдельные экзерсисы таких авторов все же требуют комментариев.

Наши импортеры за наличные не работали с середины 90-х — цитируют где-то безвестного источника. Видимо, источник жил при коммунизме или торговал с Северной Кореей: нормальные импортеры, которые с земли, а не с небес, работали именно за наличные. Вопрос был в проценте предоплаты производителю и отсрочке платежа. И зависело это отнюдь не от курса валют, а от доверия к заказчику.

Далее. Цены на аккредитивы, вторят другие авторы, мол, выросли с полупроцента аж до полутора процентов, а местами и до пяти. А ничего, что иные импортеры, пользуясь другой схемой, которая называется "факторинг", платили за нее по 25% от суммы поставок в самые что ни на есть "тучные" годы, и, представьте, не умирали! Просто за счет скромных размеров компании, низких операционных расходов и прочей экономии умудрялись быть лидерами по цене даже при таких ставках! В то время как акулы импорта, которые теперь видите ли пребывают в печальке, не жалели миллионов на офисы, бизнес-классы, ретробонусы, маркетинговые бюджеты и прочую ересь. Уж не говоря о том, что частенько — ох, частенько! — их молодые и талантливые байеры легко коррумпировались китайскими производителями. Да и без них они не брезговали всяким "схематозом", вроде завести контракт на ООО, по совпадению принадлежащее бывшему сокурснику.

Байеры сетей дорогой одежды, — слезно жалуется еще один "источник", — на летний сезон закупили всего 15% от стандартного ассортимента. А может им попробовать, так сказать, творческий подход? Например, не закупать в Европе шмотки, пошитые на самом деле в Китае и совершившие кругосветку в контейнере, да еще и через так называемый "тейл ордер" (что значит "в четвертую смену", то есть нелегальную партию сверх плана)? Или ограничить себя в такой забаве, как СТМ — собственная торговая марка, что в свою очередь означает "пошили повсюду, наклеили свой лейбак". Оговорюсь, СТМ хорош много где — в продуктах питания, в простом ширпортребе — но только не в, простите, "дорогой одежде". Ну да, байеры — не байкеры, очень уж пугливы.

Не хочется и дальше выискивать блох в таких экспертных потугах, откуда торчат уши мертвого осла пиара. И, честно говоря, лучше не знать, как работал импорт в тучные годы, равно как не всегда надо знать пассажиру, как работает самолет. Но есть надежда: порочная, затратная, часто недобросовестная, а местами бессовестная парадигма большого импорта будет сломана. Видимо, дорогой ценой: в переносном, а поначалу и в прямом смысле.

Источник: АО «Коммерсантъ»

 

Это интересно