Рейтинговый мониторинг PDF Print E-mail
Cтратегическое развитие факторингового бизнеса
Wednesday, 21 July 2010 20:08
Глобальный  экономический кризис продемонстрировал  необходимость в новых инструментах, которые бы позволили проверить кредитоспособность и добросовестность своих контрагентов, а также надежным компаниям продемонстрировать свою собственную надежность нынешним и будущим кредиторам. Факториновые компании также вынуждены рассматривать новые инструменты повышения эффективности системы риск-менеджмента, т.к. не все компании смогли «пережить» кризис.

Банкротство российской факторинговой компании Еврокоммерц, может служить ярким примером несостоятельности традиционных инструментов оценки деятельности, как внутренней системы риск-мендежмента, так и самой факторинговой компании в целом.

В то время, как эксперты отрасли в один голос заявляли о высокой рискованности бизнес-модели Еврокоммерц, компания получала самые высокие рейтинги ведущих рейтинговых агентств. Так в 2007 г. рейтинговое агентство РА Эксперт оценивает Еврокоммерц, как лидирующую российскую факторинговую компанию по оборотам, в сентябре 2008 г. международные рейтинговые агентства Standard & Poors и Fitch Ratings подтвердили старшему траншу структурированных ценных бумаг Еврокоммерц рейтинг «BBB», в октябре 2008 г. международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service выпустило очередное кредитное заключение, которое подтвердило кредитный рейтинг Еврокоммерц со стабильным прогнозом. В декабре 2008 г. Еврокоммерц допускает первый технический дефолт по облигациям.  

Ключевым  инструментом оценки деятельности компаний традиционно считались рейтинги ведущих международных рейтинговых агентств. Причем зачастую, в факторинге ключевую роль играет оценка деятельности компаний-дебиторов (например, в Национальной Факторинговой Компании, которую я возглавлял 10 лет, практически 1/3 персонала занимается именно оценкой риска контрагента). Но можно выделить три основных фактора, отличающих методику факторинговых компаний от традиционных рейтинговых агентств. Во-первых, проводится не только первоначальная проверка и оценка контрагента, но и постоянный мониторинг деятельности  контрагента. Во-вторых, проводится оценка не только возможности, но и готовности выполнять взятые на себя обязательства. И в-третьих, факторинговые компании отличает более глубокое понимание бизнеса средних и малых компаний. Таким образом, профессиональная система риск-менеджмента в факторинге может быть зачастую объективнее, чем методология традиционных рейтинговых агентств, показавших свою несостоятельность в финансовый кризис. 

Обладая данными ключевыми компетенциями, на рынке появилась команда агентства рейтингового мониторинга ОмниГрейд, представленная людьми, более 10 лет работавшими в факторинговой индустрии России и Германии (в Германии управляющим директором представительства АРМ ОмниГрейд является Ральф Бауэр, имеющий  огромный опыт работы в факторинге в Германии), которые решили, что в состоянии предложить такой инструмент, как рейтинговый мониторинг, который ставит перед собой цель содействовать установлению между контрагентами прозрачных, надежных и доверительных отношений во все времена и в любой экономической ситуации.  

Технологии  нового поколения АРМ Омнигрейд позволяют существенно снизить кредитные риски Кредитора, что достигается, в частности, за счет создания системы перманентного мониторинга. Рейтинговый мониторинг состоит в непрерывном наблюдении за всеми ключевыми факторами, влияющими на кредитоспособность компании с выставлением каждому из факторов оценок (субрейтингов) и оцениванием кредитоспособности компании  в целом (выставление ей общего кредитного рейтинга).  

Условием  поддержания рейтинга на установленном уровне является соблюдение Клиентом ковенант. Ковенанты - показатели, изменение которых контролируется, и выход которых за определенные пределы может повлечь изменение уровня надежности компании и значения рейтинга Омнигрейд. Ковенанты обязательно помещаются в отчет о рейтинговом мониторинге, являются неотъемлемой частью рейтинга и легко контролируются Кредиторами и самой компанией.  

Так, каким же образом рейтинговый мониторинг может способствовать деятельности факторинговой компании? Здесь я могу выделить три основных направления – это мониторинг самой факторинговой компании, рейтинговый мониторинг факторингового портфеля, ее Клиентов и Дебиторов.  

Рейтинговый мониторинг самой факторинговой  компании может служить источником объективной и профессиональной оценки для руководства компании и ее акционеров,  контрагентов при международном факторинге в двухфакторной системе, для банков, финансовых институтов и инвесторов,  а так же сервисных компаний (в особенности IT-компаний). 

Рейтинговый мониторинг факторингового портфеля –  это инструмент диагностики качества всего портфеля факторинговых операций, что подразумевает оценку в динамике уровня рискованности портфеля, предоставление суждения об уровне кредитной надежности должников, а также сбалансированности существующей структуры портфеля и допустимые пределы изменения его основных характеристик для поддержания текущего уровня его качества. Кроме того, проводится верификация уступленных в обеспечение исполнения выплаченного финансирования прав требования к дебиторам, проведение заочных мониторинговых мероприятий по выявлению предпосылок к использованию мошеннических схем. 

Рейтинговый мониторинг Клиента информирует  факторинговую компанию о возможности  мошенничества со стороны Клиента и качестве ведения бизнеса Клиента. Рейтинговый мониторинг Дебитора является объективным источником информации для поставщиков, факторинговых компаний, страховщиков, банков и других контрагентов. 

Конечно, быть «под колпаком» независимого агентства рейтингового мониторинга может быть немного некомфортно, но я считаю, что стратегические выгоды от этого стоят того, чтобы согласится на этот дискомфорт. 

Во-первых, компания, которая становиться объектом мониторинга, получает адекватную информацию о своих сильных и слабых сторонах, благодаря чему способна принять решения, которые укрепят ее кредитоспособность и защитят ее при любых новых спадах и кризисах. 

Во-вторых, она укрепит доверие к себе со стороны своих контрагентов, и в-первую очередь кредиторов, что скажется на улучшении условий доступа к кредиту и инвестициям. 

В-третьих, она укрепит доверие к себе со стороны своих заказчиков и  потребителей – ведь их также интересует ее способность выполнить взятые на себя обязательства. 

И, наконец, это будет способствовать укреплению ее имиджа инновационной и стратегически мыслящей компании, даст дополнительные маркетинговые инструменты в конкурентной борьбе.   

Наше  Агентство рейтингового мониторинга ОмниГрейд работает как на финансовом рынке (включая дебиторов банков, лизинговых, страховых и факторинговых компаний), так и на рынке товаров и услуг. Офисы АРМ ОмниГрейд работают в Москве, Екатеринбурге и Вене. Более подробная информация о деятельности АРМ ОмниГрейд представлена на сайте: www.omnigrade.com
 
 

Это интересно