Владимир Емельянов о текущей ситуации на российском рынке факторинга, проблемах и перспективах. PDF Print E-mail
ИТ и методология построения факторингового бизнеса
Tuesday, 26 June 2012 20:58

Итоги 2011 года свидетельствуют, что рынок восстановился и его объем превысил докризисный уровень. Дальнейшее развитие рынка зависит от активности факторов в новых клиентских сегментах и предложения новых продуктовых решений.

Структура рынка также претерпела некоторые изменения: после отмены лицензирования факторинговых операций на рынок постепенно выходят независимые компании, в том числе и факторинговые компании, работающие в отдельных регионах. Большинство ведущих банков также уже присутствуют на рынке в лице своих факторинговых подразделений или дочерних факторинговых компаний либо в рамках агентского сотрудничества с кем-то из ведущих Факторов.

В свою очередь, кризис заставил уйти с рынка ряд игроков, которые не уделяли достаточного внимания риск-менеджменту и технологии факторинговых операций, столкнулись с проблемами неплатежей и неэффективного управления дебиторской задолженностью. Печально известная история с компанией «Еврокоммерц» негативно сказалась на имидже факторинга в глазах потенциальных инвесторов и клиентов, хотя иного исхода ее деятельности быть и не могло, об этом говорилось заранее. Не может долго существовать компания, которая пренебрегает всем, вплоть до здорового смысла, в погоне за объемом портфеля.

Сейчас по итогам 2011 года мы видим заметное увеличение числа активных участников рынка и думаю, что в ближайший год эта тенденция сохранится.

На данный момент в российском законодательстве интересы факторинговых компаний чрезмерно законодательно ущемлены. В этом году законодательно ситуация не улучшилась, валютное законодательство по-прежнему блокирует развитие международного факторинга, но, более того, появился запрет применения факторинга в алкогольном секторе, что исключительно негативно сказалось и на производстве, и на сбыте продукции. А появившаяся информация о том, что запрет будет снят только для банков, заставляет игроков задуматься о возможном неравенстве участников рынка.

Есть попытки приравнять факторинг к кредитованию в части отнесения комиссий на затраты, хотя отношения имеют разную природу и регулируются разными главами ГК РФ, что подтверждается отдельной арбитражной практикой.

В западных странах уровень регулирования факторинга разный, но есть четкая зависимость. Чем меньше регулирование, тем выше уровень развития рынка факторинга. Отличие примерно в 4 раза. В России нет ни регулирования, ни понятия факторинга, закрепленного законодательно. Это крайне плохо для становления рынка.

В сложившейся ситуации наиболее правильный путь развития факторинга в России – это создание факторинговой компании. Основные конкурентные преимущества факторинговой компании – возможность предлагать факторинг таким, каким он должен быть, с полноценным риск-менеджментом, работой с дебиторами, верификацией поставок, мониторингом и т.д., а также обеспечивать индивидуальный подход к каждому клиенту. Факторинговые компании также обычно быстрее принимают решения.

Создание инфраструктуры для полноценной работы факторинговой компании в теории занимает не менее года. Правда, наш опыт показывает, что наличие современной технологии риск-менеджмента, программного обеспечения и профессиональный команды позволяет наладить работу факторинговой компании значительно быстрее за 3-4 месяца.

В банке факторинговые услуги более стандартизированы и бюрократизированы, редко сопровождаются полноценным факторинговым сервисом и соблюдением полноценной технологии.

 

В. Емельянов
Генеральный директор факторинговой компании «ПОЛИТЕКС»,
Председатель Совета партнерства "Федерация Факторинговых Компаний"

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО

 

Это интересно