Факторинг – актуальные проблемы и перспективы развития. PDF Print E-mail
ИТ и методология построения факторингового бизнеса
Saturday, 06 February 2010 11:55

Конец 2008 – начало 2009 года стало переломным этапом для рынка факторинга. Два «признанных лидера» перестали существовать, о «лидерстве» рассуждали исключительно с позиций размера портфеля, но не его качества. Несмотря на очевидные факты, в течение нескольких лет проблемы активно маскировались. Технологиям и риск-менеджменту внимание практически не уделялось. Не более 5 участников рынка занимались этими аспектами с разной степенью активности, остальные предпочитали закрывать на все глаза, пока гром не грянет.

Нынешняя ситуация вынудит уйти с рынка или серьезно задуматься над необходимостью повышения своей ‘эффективности, особенно в сфере риск-менеджмента, и начать действовать.


Помимо прекращения деятельности компаний, которые создавали мыльный пузырь, есть еще интересный аспект, который хотелось бы затронуть. В 2008 году на рынок вышло несколько игроков из числа крупных и средних банков, которые детально повторяют линию поведения уже несуществующих компаний. Они активно демпингуют, не уделяют внимания необходимым технологическим процедурам, а из задержек платежей в период кризиса делают вывод, губительный для факторингового риск-менеджмента. Приходится слышать от них, что самая безопасная стратегия в факторинге – работа с минимальным числом крупных дебиторов. Никакие банкротства сетей, массовые возвраты товара и, как следствие, проблемы у поставщиков вплоть до банкротства не могут их убедить в обратном.

Ряд игроков «переболели» любовью к концентрированным рискам еще в конце 90-х годов прошлого века. Именно они показали свою устойчивость во время кризиса и сейчас первыми приводят свой бизнес в соответствие с реальностью для дальнейшего развития. Думаю, что таких игроков можно считать относительно опытными на рынке факторинга.

Из довольно странных «кризисных мер» в области рисков хочется отметить не только ошибочную ориентацию на концентрированный риск, но и закрытие лимитов финансирования в один день на все операции, что крайне осложнило жизнь клиентам, а также совершенно нелогичное сокращение в период кризиса дополнительного срока сверх срока отсрочки. (Наиболее взвешенным шагом была обратная реакция у опытных игроков – они увеличили дополнительные сроки с 30 до 45 дней обычно.) Это позволило на фоне работы по административному управлению дебиторской задолженностью (АУДЗ) сохранить контроль качества дебиторской задолженности и дать клиентам и дебиторам возможность для нормальной работы. Увеличение срока отсрочки увеличило для факторов период возврата финансирования, однако положительно сказалось на взаимоотношениях с клиентами.

Думаю, что в дальнейшем клиентам стоит обращать внимание при выборе Фактора на то, каковы были его действия в период кризиса 2008-2009 годов. Это очень показательный пример адекватности Фактора на рынке и наличия угрозы в его возможном дальнейшем поведении для бизнеса самого клиента.

Несмотря на все перечисленные сложности, именно в этот период была решена проблема лицензирования факторинговых компаний. Теперь факторинговой компании не обязательно быть банком. Необходимость в этом решении назрела давно, т.к. позицию, которую занимает ЦБ РФ в отношении факторинговых операций и требований к их резервированию, давно нельзя назвать оптимальной.

Сейчас наблюдается активный процесс создания факторинговых компаний, но приходится признать, что перспективу успешного развития имеют в основном компании, связанные с банковскими группами. Дело в том, что для создания факторинговой компании требуются определенные инвестиции, размер которых увеличивается год от года, и фондирование, которое не предполагает валютных рисков и является долгосрочным. Невозможно построить факторинговый бизнес на коротких валютных кредитах, несмотря на то, что такие отдельные попытки сейчас предпринимаются.

Взаимоотношения Факторов и страховщиков на российском рынке также оставляют желать лучшего. К проблемам с регулированием условий выплаты страхового возмещения добавляются и очень высокие ставки по страхованию рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств дебиторов. Факторы за значительно меньшую, чем страховщики комиссию не только принимают риски, но и финансируют клиентов, проводят работы по АУДЗ.

Возвращаясь к вопросу о необходимости проведения комплекса работ по АУДЗ, можно было бы предположить, что Фактор с легкостью может доверить ее коллекторам, но, к сожалению, это не так. АУДЗ является одним из элементов технологии проведения факторинговых операций. Если Фактор исключает из своей практики эту работу, то он не понимает, какого качества у него портфель, и, как следствие, не сможет договориться с коллектором о стоимости услуг последнего.

Да и не стоит рекомендовать коллекторам работать с Факторами, которые лишь платят финансирование клиентам, не заботясь о верификации поставок или мониторинге дебиторов – в таких портфелях очень велик риск мошенничества.

Коллекторы в свою очередь в большинстве случаев не имеют достаточного опыта работы с корпоративными долгами, хотя можно отметить, что с началом кризиса это направление работы коллекторов активно стало развиваться.

Последнее время можно отметить также и то, что некоторые Факторы, сокращая затраты, ослабляют свои подразделения по верификации, проверки контрагентов, мониторингу и т.д. Одновременно с этим отдельные коллекторы укрепляют свои позиции на рынке корпоративных долгов. Со временем корпоративные коллекторы смогут предлагать Факторам, которые не смогут самостоятельно качественно проводить АУДЗ свои услуги на аутсорсинге. Сейчас пока преждевременно предполагать насколько будет эффективно такое взаимодействие, но такая перспектива начинает появляться.

Что же делать на фоне такой грустной картины, нарисованной мною? Безусловно, нужно двигаться дальше – коллекторам необходимо развивать корпоративное направление, Факторам – строить системы риск-менеджмента и развивать технологии. В частности в области АУДЗ Факторы, которые занимаются этой проблематикой, пришли к выводу, что нужна постоянная работа по мониторингу состояния клиентов, дебиторов, отраслевых и прочих рисков. Причем информацию для их анализа чаще всего приходится добывать из открытых источников – Интернета, СМИ, социальных сетей и проектов и т.д. Безусловно, даже отбор, а тем более анализ информации требуют автоматизированных решений. В этой области уже несколько лет ведутся серьезные работы на базе Системы автоматизированного учета факторинговых операций «SmartFactor» (www.smartfactor.ru), в рамках этого проекта создается модуль мониторинга и анализа портфеля факторинговых операций. В основе системы лежат фундаментальные исследования в области «хронотопов», событий, удаленных во времени, которые дают возможность выявить и выстроить необходимые взаимосвязи с другими событиями, компаниями, персоналиями и т.д. За подобными разработками – будущее факторингового риск-менеджмента.

Также очень важной для формирования информационного поля и взаимодействия всех заинтересованных в развитии отрасли компаний, в т.ч. и коллекторов, страховщиков, консультантов, сейчас является работа в области обмена информацией. Огромный вклад в этом направлении сделан компанией «ФакторингПРО» (информационный ресурс www.factoringpro.ru) и лично Покаместовым И.Е. как организатором и вдохновителем этого проекта. Также есть надежда на объединение всех заинтересованных компаний и персоналий в рамках Федерации факторинговых компаний (не путать с Ассоциацией факторинговых компаний, которая объединяет только банки и факторинговые компании, исключая страховщиков, коллекторов и т.д.), которая создана и начинает свою деятельность.

Для автоматизированного обмена информацией между участниками факторингового рынка (банки, факторинговые, страховые, коллекторские компании) о контрагентах и уступленных требованиях в рамках продуктовой линейки SmartFactor создана бесплатная система FactorBase, которая позволит исключить возможность множественной уступки денежных требований, поможет идентифицировать неблагонадежных контрагентов, проводит эффективную верификацию и мониторинг.

В настоящий момент с радостью можно отметить некоторое оживление на рынке факторинга, но успех дальнейшего развития во многом будет зависеть от серьезности отношения участников к технологиям, риск-менеджменту и взаимодействию друг с другом. Серьезные перемены необходимы подавляющему большинству участников рынка. Я надеюсь, что время лозунгов «давай портфель, да хоть какой – лишь бы много и уже вчера» уже прошло. Хочется верить, что взаимодействие затронет не только непосредственных участников рынка, но и коллекторов, страховщиков и всех, кто заинтересован в развитии факторинга в России.

Данная статья подготовлена при поддержке компании «ФАКТОРинг ПРО» (www.factoringpro.ru).
Компания «ФАКТОРинг ПРО» создала и поддерживает http://www.factoringpro.ru – первый российский Интернет-проект, который профессионально освещает развитие факторинга и торгового финансирования в России и странах СНГ.
Основная миссия компании- способствовать повышению информационной прозрачности рынков факторинга и торгового финансирования в РФ и странах СНГ.
Компания «ФАКТОРинг ПРО» оказывает полный комплекс консалтинговых и информационных услуг по созданию и ведению факторингового бизнеса.
«ФАКТОРинг ПРО» также проводит открытые и корпоративные семинары по различным тематикам: практика факторинга, кредитный менеджмент, кредитный скоринг, управление дебиторской задолженностью, взыскание долгов, торговое финансирование.

Емельянов Владимир Юрьевич,
Независимый эксперт.


 

 

Это интересно