Международный опыт. Print
User Rating: / 0
PoorBest 
Блог Ильи Покаместова
Friday, 25 April 2014 11:22

В современном мире, характеризующемся, в том числе, тенденцией к интеграции и глобализации, важным условием роста конкурентоспособности компании является обеспечение оптимальной инфраструктуры, позволяющей полностью использовать потенциал субъектов экономики, нацеленных на взаимовыгодное сотрудничество, с одной стороны, и конкурирующих между собой — с другой.

Кредит или факторинговое финансирование?

В настоящее время многие компании стремятся выйти на международные рынки и получить доступ к мировым финансам. Однако оформление и обслуживание кредита в другой стране может оказаться очень сложным и затратным по времени процессом. К тому же рассматривать кредит как способ пополнения оборотного капитала в условиях постоянного присутствия поставщика на рынке нецелесообразно, поскольку кредит подразумевает одноразовое финансирование. Несмотря на то что банки декларируют облегченную процедуру повторного кредитования, зачастую она становится даже более проблематичной, нежели при первом обращении. Причина кроется в том, что, познакомившись однажды с деятельностью своего заемщика, банк еще строже подходит к оценке его достижений за период кредитования, к его кредитной истории и прочим факторам, связанным с обслуживанием данного клиента. Банк, предоставляющий предприятию кредит, как правило, не интересуют успехи заемщика. Этот вопрос будет поднят лишь в том случае, если возникнет просрочка по платежам либо если заемщик обратится в банк за повторным кредитом. Фактор же напрямую заинтересован в успехах своего клиента и постоянно находится в курсе всех его дел. Более того, факторинговая компания оказывает своему заемщику услуги по бухгалтерскому учету, регулярно получает информацию о состоянии его дебиторской задолженности. По сути, факторинговая компания помогает существовать и развиваться данному бизнесу, поскольку сама материально заинтересована в его успешности. На наш взгляд, кредит является наиболее выгодным способом единовременного финансирования, когда речь идет о приобретении оборудования, оплате отдельных поставок (биржевых, например) и т. д.

Высокая степень ориентированности фактора на клиента, востребованность данной услуги при осуществлении современных высококонкурентных торговых операций, ее идеология, направленная прежде всего на обеспечение потребностей растущих торговых компаний, приводят к росту спроса на факторинг и отказу предприятий от краткосрочного кредитования поставок продукции/услуг. На рис. 1 представлена динамика финансирования оборотного капитала в Великобритании.

Всего за 10 лет объем краткосрочного финансирования оборотного капитала, выраженный в овердрафтной форме, сократился на 10 млрд фунтов стерлингов в год, а факторинговое финансирование выросло примерно на ту же величину, что характеризует процесс замены классического банковского кредитования специальными или особыми его формами, к коим относится факторинг.

В настоящее время конкуренция на товарных рынках усиливается, что заставляет предприятия выстраивать более гибкие схемы взаимодействия с поставщиками и покупателями. Снижение цен, улучшение качества товаров и услуг, расширение товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки — лишь некоторые из мероприятий, к которым вынуждены прибегать компании-поставщики в современных условиях, чтобы найти и удержать покупателя. При этом основными средствами привлечения клиентов остаются отсрочка платежа и коммерческий кредит. Однако использование последнего требует значительных инвестиций в оборотный капитал и построения сложной технологии продаж в кредит. Факторинг, в основе которого лежит товарный кредит, лишен большинства его недостатков. Более того, помимо финансирования клиент факторинговой компании получает ряд дополнительных услуг, таких как управление дебиторской задолженностью, информационное и бухгалтерское обслуживание, страхование рисков. Неудивительно, что популярность данного продукта стремительно растет во всем мире.

Условия, в которых существует факторинг, представлены на рис. 2.

Специфика и виды факторинговых услуг

Главной особенностью факторингового обслуживания является его постоянный характер. То есть, единожды заключив соответствующий договор, поставщик будет знать, что получит финансирование по каждой очередной поставке. При этом количество дебиторов, а также суммы уступаемой задолженности зачастую фактором не ограничиваются.

Вместе с тем важно понимать, что факторинг как финансовый инструмент предназначен в первую очередь для компаний, развивающихся в стремительном темпе. Только в этом случае полученное финансирование позволит за счет продажи дополнительных партий товара обеспечить сверхплановую прибыль.

Классифицируя продукцию современной факторинговой индустрии, можно выделить следующие ее типы и виды.

Классические факторинговые услуги:

выплата финансирования;
управление дебиторской задолженностью;
сбор долгов;
покрытие риска неоплаты дебитора;
решения по улучшению балансовых показателей.

Факторинговые услуги без предварительного финансирования:

ведение книги продаж клиента;
факторинг без финансирования (Back-Up);
выборочное управление счетами;
страхование финансовых рисков;
рay as paid.

Международный факторинг:

двухфакторный импортный;
двухфакторный экспортный;
прямой экспортный;
мультивалютные контракты.

Факторинговое обслуживание, направленное исключительно на финансирование оборотного капитала:

операции для растущего бизнеса;
залоговые формы финансирования (ABL);
реверсивный факторинг.

Коротко остановимся на нескольких продуктах, предлагаемых в основном зарубежными факторинговыми компаниями (табл. 1).

Вместе с тем отнесение того или иного варианта или их сочетания к факторингу является для западноевропейских экономистов и юристов вопросом дискуссионным. Многие из них выделяют три основные особенности, которые качественно отличают факторинговую операцию от стандартных активных операций.

1. Получателем кредита является одно лицо (экспортер), а обязательства по возвращению кредита лежат на другом субъекте операции (дебитор экспортера, т. е. импортер).
2. Факторинговая операция по необходимости растянута во времени, и ход ее исполнения соотносится со сроком осуществления экспортной сделки.
3. Достижению максимального эффекта (получению максимальной прибыли) на протяжении всей операции препятствует целый ряд рисков, являющихся неотъемлемой частью любой факторинговой процедуры.

В международной и российской деловой практике (если речь не идет о законодательстве или судопроизводстве) организациями применительно к указанным отношениям используется термин «факторинг», который является транслитерацией английского слова factoring, означающего разновидность агентирования. Таким образом, понятия «факторинг» и «финансирование под уступку денежного требования» применяются организациями в деловой практике как тождественные.

Зарубежная практика

На развитие факторинговых операций огромное влияние оказывает правовое поле, в котором существуют факторы и их клиенты. В целях унификации законодательства разных стран в области оказания факторинговых услуг 1 мая 1995 г. 16 государств, в том числе Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Финляндия, Франция, Чехия, присоединились к Оттавской конвенции, заложившей основу специального правового регулирования факторинговой деятельности в странах-участницах. Законодательное регулирование в ЕС можно охарактеризовать следующими основными параметрами.

Юрисдикция:

страны общего права (англо-саксонская правовая семья): Великобритания, Ирландия;
государства гражданского права (романо-германская правовая семья): Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Португалия, Греция, Бельгия, Люксембург;
законодательство Скандинавии.

Лицензирование:

факторинговая деятельность лицензируется почти во всех европейских странах;
исключение представляют собой, в том числе, Великобритания и Германия;
большинство европейских государств копируют схемы лицензирования, принятые во Франции и Италии.

Развитие факторинга в странах ЕС иллюстрируют данные, приведенные в табл. 2.

Существуют характерные различия в параметрах и условях проведения факторинговых операций в странах Восточной и Западной Европы (табл. 3).

Отечественный факторинг

Гражданский кодекс РФ определяет факторинг как «финансирование под уступку денежного требования».

В более широкой трактовке факторинг — это комплекс финансовых услуг, включающий бессрочное финансирование, покрытие кредитных или ликвидных рисков компаний, эффективное управление их дебиторской задолженностью. Фактически данный инструмент является альтернативным по отношению к банковскому кредиту способом финансирования торговых операций.

В последние годы в нашей стране наметилась устойчивая тенденция роста экономики и сохранения относительной стабильности в финансово-экономической сфере. Однако существует целый ряд общероссийских проблем, которые определяют темпы развития финансового рынка и экономики в целом, мешают эффективному сотрудничеству на зарубежных рынках. Одной из главных проблем является низкий уровень платежной культуры российских предприятий и, как следствие, постоянный дефицит оборотных средств, дороговизна и труднодоступность банковского кредита, отсутствие альтернативных источников финансирования.

Факторинговые компании и банки в России могли бы развиваться быстрее, но этому мешает отсутствие четких правовых норм в отношении субъекта факторинга. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что финансирование под уступку денежного требования могут осуществлять не только банки, но и другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление подобной деятельности. Однако порядок лицензирования для небанковских факторинговых компаний до сих пор не определен. Поэтому факторы предпочитают не рисковать и работают под банковской лицензией.

Опыт зарубежных стран свидетельствует в пользу специализированного факторингового обслуживания. Данные Factors Chain International о соотношении объемов продаж факторинговых услуг и ВВП в разных странах (Австрия — 1,2%, Германия — 1,6%; Италия — 11,9%, Великобритания — 10,5%, Португалия — 9,8%) однозначно указывают на то, что в странах, где данный показатель высок, факторинг не является банковским бизнесом, а где низок, факторинг осуществляется в рамках традиционной банковской деятельности.

Необходимость лицензирования факторинговых услуг и их поднадзорности не оспаривается ни сторонниками «банковского», ни приверженцами «самостоятельного» факторинга. «Уступка и взыскание долгов в России всегда так или иначе связаны с риском мошенничества, криминала, — комментирует Антон Мальков, юрист компании «Эрнст энд Янг». — Поэтому все участники рынка должны знать, что их деятельность проверяется, лицензируется, что рядом всегда есть регулятор, который дышит им в затылок».

В заключение хочется отметить, что российский факторинг — один из немногих сегментов финансового рынка, темпы роста которого достигают 200% в год. И, хотя по оборотам он значительно уступает аналогичным рынкам Европы, стремительный темп развития отечественного факторинга позволяет говорить, что уже через год-два он достигнет уровня некоторых восточноевропейских стран. Для дальнейшего успешного развития необходимы как адекватные законодательные решения со стороны государства, так и разумные действия со стороны самих участников данного рынка: внедрение новейших информационных и управленческих технологий, расширение продуктового ряда, налаживание тесных связей с зарубежными коллегами.

Развитие факторинга в российских банках имеет хорошие перспективы, однако темпы роста этого рынка скорее всего замедлятся, возрастет конкуренция между факторами, игроки будут включать в перечень услуг новые продукты, ранее не находившие применения. 

Комментарий
Михаил Трейвиш, председатель правления Банка «Национальная Факторинговая Компания» (ООО)

В каждой стране факторинг развивается своим путем. В Европе, например, доминирует классический вариант, включающий в себя не только кредитование, но и множество дополнительных услуг с добавленной стоимостью. При этом в Великобритании большая часть операций по финансированию дебиторской задолженности (receiables financing) приходится на инвойс дискаунтинг (invoice discounting). На заре «эры факторинга» компании, оказывающие данные услуги, воспринимались как «кредиторы последней инстанции» (lender of last resort), к которым обращаются лишь кризисные поставщики.

На отечественном рынке отношение к факторингу как к инструменту, используемому лишь в критических ситуациях, не сформировалось, поэтому необходимости в исправлении имиджа услуги не было — его пришлось создавать заново. В России факторинг зачастую воспринимается как одна из альтернативных форм финансирования оборотного капитала, что расходится с мировой практикой, согласно которой наличие или отсутствие кредитования не является обязательной составляющей услуги. Так, в Общих правилах международного факторинга (General Rules for International Factoring, GRIF) данный вид деятельности определяется как услуга по уступке дебиторской задолженности для получения финансирования или без такового с одной из следующих целей: управление и учет дебиторской задолженности, сбор дебиторской задолженности, покрытие риска. Уступка дебиторской задолженности при наличии хотя бы двух из вышеуказанных элементов уже классифицируется как факторинг.

На мой взгляд, в России будет развиваться именно классический факторинг с высокой добавленной стоимостью. Это связано с особенностями отечественного рынка: острой конкуренцией между банковскими продуктами и не вполне удовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что выходу на международный рынок, безусловно, способствует членство в двух ведущих мировых факторинговых ассоциациях: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). После вступления НФК в FCI число запросов на обслуживание импорта в РФ резко возросло. Количество запросов на установление лимитов (более 250) превысило аналогичный показатель 2004 г. более чем в два раза. К традиционным партнерам НФК в США, Западной и Восточной Европе, Прибалтике и СНГ прибавились новые из Азии и Южной Америки. 

Покаместов Илья
Директор департамента факторинговых операций банка «Сосьете Женераль Восток», член Образовательного комитета Международной факторинговой группы International Factors Group

Источник: Корпоративный менеджмент